Учитель, попутного ветра тебе!

Статья опубликована в информационно-методическом журнале «Педагогический вестник Кубани», Краснодар, 2020, с. 38 – 39.

Ничто так не расширяет кругозор, как путешествия. Ничто так не заряжает энергией. И ещё это верный способ сохранить молодость и вкус к жизни. Даже, если ты работаешь не в школе, а в любом другом месте. Но учитель путешествовать обязан. Пророку Мухаммеду приписывают слова: «Не говори мне, насколько ты образован – просто скажи, сколько ты путешествовал». Согласитесь, сильно сказано!

Аджимушкайские каменоломни. Керчь, 2019

Я думаю, когда умные люди решили предоставить учителям двухмесячный отпуск, они именно это и имели в виду: чтобы было достаточно времени побывать в новых местах, отдохнуть не только телом, но и душой. А потом начать учебный год с рассказов детям о том, где были, что видели. Если учитель был сам в Аджимушскайских каменоломнях в городе-герое Керчь, посетил 35-ю батарею в городе-герое Севастополе, положил цветы к мемориальному комплексу Малая Земля в городе-герое Новороссийске, проникся сердцем к материнскому подвигу Е.Ф. Степановой в Тимашевске, затаил дыхание на Мамаевом кургане в городе-герое Волгограде, то он совсем иначе расскажет детям о той страшной Великой Отечественной войне…

Когда я веду урок или классный час, дети порой комментируют: «Вы так нам рассказываете историю, что, кажется, Вы там сами побывали!». И это правда.

Как же иначе учитель проведёт урок Памяти, посвященный трагедии в Беслане, если он сам вступил на прожжённый от взрыва пол спортзала школы № 1, пожертвует средства на строительство Храма бесланских младенцев. Объяснит своим ученикам, что школы, основанной в 1889 году, в результате теракта больше нет…Покажет фотографии, сделанные  из Города ангелов, где нашли своё последнее упокоение 334 заложника, 186 из которых – дети…

А если учитель увидел 3500- метровую отметку  горы Эльбрус, то со знанием дела опишет ученикам природу Кавказа, воскликнет перед детской аудиторией: «Я был там, где берёт своё начало  главная водная артерия Краснодарского края – река Кубань!».

В чём же ещё польза путешествий?

Во-первых, личностный рост. Так или иначе, каждое путешествие раскрывает новые грани нас самих. Иногда, находясь в своей «зоне комфорта», не покидая привычных условий жизни, мы даже сами не подозреваем о своих возможностях. Нам кажется, что рутинный круг «работа-дом-работа» – это всё, на что мы способны. Но ведь это далеко не так! Проживая неожиданные, незапланированные ситуации в путешествиях, мы учимся быстрому реагированию, адаптации, креативности, неординарности, приобретаем новые навыки общения. Что сказать, путешествие – это своеобразный психологический тренинг.

Херсонес, Севастополь, 2015

Во-вторых, расширение кругозора. Путешествуя, мы просто не сможем не узнавать ничего нового. Изучение истории, традиций, нравов различных регионов нашей страны, в которые мы приезжаем, обогащает нас. А если ещё и освоишь парочку традиционных блюд местной кухни и дома приготовишь их своим близким – множество тёплых эмоций будет обеспечено!

Эльбрус

В-третьих, оздоровление. Во время путешествий мы приобретаем множество новых впечатлений, которые способствуют выделению эндорфинов – так называемых «гормонов радости». Эти гормоны не позволяют организму преждевременно стареть, улучшают общее состояние, настраивают на позитив, являются профилактикой стресса. Длительные пешие прогулки в парке Ливадийского дворца в Крыму, солнечные ванны на берегу Чёрного моря (будь то Крым, Краснодарский край или Абхазия), купание в горячих источниках Мостовского района укрепляют физическое здоровье, наполняет организм силой и энергией.

Судак, Крым, 2020

Учитель, который активно путешествует, как правило, чувствует себя более уверенным, раскрепощённым и спокойным в меняющемся и нестабильном мире. Он с лёгкостью и без лишней тревоги приспосабливается к новым ситуациям, с ним реже происходит профессиональное «выгорание». В таком педагоге живёт меньше страхов и тревожных мыслей, потому что у него обширный и разнообразный жизненный опыт, богатейшие навыки общения. А ещё он интересен своим ученикам!

Я благодарю судьбу за то, что она преподнесла мне подарок в виде дружбы с Сердюцкой Еленой Юрьевной, методистом управления образования Тимашевского района, учителем истории и кубановедения. С человеком, который сумел сплотить учителей района для совместных путешествий. У неё я научилась продумывать бюджетные варианты поездок для коллег своей родной школы, не бояться брать ответственность за ход путешествия. Благодаря Елене Юрьевне, наша группа учителей ежегодно с 2015 года посещает Крым: Севастополь, Ялта, Бахчисарай, Балаклава, Массандра, Феодосия, Керчь. Мы «покорили» Кавказ: Карачаево-Черкессию, Чечню, Кабардино-Балкарию, Осетию. Узнали красоты мест Ставрополья: Кисловодск, Пятигорск, Минеральные Воды. Незабываем для нас стал город-герой Волгоград.

Чегемские водопады, Кавказ

И, конечно, возвращаясь домой, мы с радостью замечаем, как обогатили наше сознание, сколько испытали новых эмоций, сколько нового узнали!… и как прекрасен наш город или станица, дом, как любимы близкие, друзья, работа и привычная жизнь!

Словом, путешествия – это не так страшно дорого, как можно подумать, дорогие мои коллеги! Просто нужно захотеть и вспомнить Марка Твена: «Через двадцать лет вы будете более сожалеть о том, чего не сделали, чем о том, что вы сделали. Поэтому отбросьте сомнения… Поймайте попутный ветер своими парусами. Исследуйте. Мечтайте. Открывайте».

Наверх