Статья о дембельских альбомах

Направление Гуманитарное.

Секция «История».

ПРИБЕЖИЩИЙ Александр Александрович

Краснодарский край, Тимашевский район, станица Роговская

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №15 имени Героя Российской Федерации Евгения Демьяновича Шендрика», 11 класс

ДЕМБЕЛЬСКИЕ АЛЬБОМЫ РОГОВЧАН КАК СИМВОЛЫ ВЕРНОСТИ СОЛДАТСКИМ ТРАДИЦИЯМ В СОВЕТСКОЙ АРМИИ.

Научный руководитель: Наделяева Ирина Викторовна, учитель истории и кубановедения, МБОУ СОШ №15,Тимашевский район станица Роговская, член РОИА.

План  работы:

  1. Введение. История развития русского скрапбукинга (краткий обзор).

а) актуализация исследования;

б) цель и задачи исследования;

в) характеристика методов и источников исследования.

  1. Основная часть. Внешний и внутренний анализы источников по направлениям:

а) переплет дембельского альбома;

б) фотографический материал – сердце дембельского альбома;

в) калька;

г) документация в дембельских альбомах;

д) солдатские традиции.

3. Заключение.

4. Практическое применение источника

а) выставка дембельских альбомов в школьном музее «Светоч»;

б) создание собственного армейского альбома по результатам военных сборов.

5. Список источников и литературы.

6. Приложения.

Открой альбом товарищ иль подруга,

И пробегись глазами по его листам.

Он сделан в армии, в час досуга

С тоской по родным местам.

Пусть годы проходят, пусть годы летят,

Но этих двух лет не забудет солдат.

( из дембельского альбома Носакова Н.Н.,

ГСВГ, 1976 – 1978 гг.).

Введение.

Одной из форм фиксации памяти является создание домашнего архива. Обычно он состоит из документов, фотографий, газетных вырезок, почетных грамот и всяческой мишуры, близкой и понятной только самому владельцу. Более художественно организованную часть архива составляют альбомы – детские, выпускника школы, института, свадебные, юбилейные, посвященные значимому событию или периоду в жизни владельца. Альбомы создают, помимо автора, оформители и фотографы, люди, порой, случайные. Каждый из элементов «типовой» оформительской продукции может быть размножен до бесконечности и отличаться лишь названием города, института, номером школы и именем владельца. Такой альбом выпускника основной школы лежит у меня дома за 2015 год.

Первые рукописные альбомы появились в XVIII веке, которые украшались самыми разнообразными элементами, причем изготавливались такие альбомы как мужской, так и женской частью населения. В России наиболее ярким историческим упоминанием о прототипах скрапбукинга можно считать дамские альбомы, воспетые Александром Сергеевичем Пушкиным. В городе Тимашевске живет Заслуженный учитель России Анатолий Михайлович Семеряжко, известный в учительских кругах как «пушкинист» – знаток творчества и биографии русского поэта. Учитель поведал мне такой исторический факт, как написание Александром Сергеевичем нескольких стихотворений московской дворянке Екатерине Николаевне Ушаковой в ее дамский дневник. К сожалению, после гибели поэта, муж Екатерины Николаевны – Наумов Д. заставил сжечь сей дневник личного характера. Известен в «пушкинистких» кругах еще один дамский дневник, исписанный и разрисованный рукой великого поэта – это дневник Анны Петровны Керн:

«Мне изюм

Нейдет на ум,

Цуккерброд

Не лезет в рот,

Пастила нехороша

Без тебя, моя душа» [1 с. 419].

В советские времена традиция ведения памятных альбомов не только не утратила своей популярности, но получила ощутимый толчок за счет распространения фотографии и фотоаппаратов. Многие девочки-школьницы в советском прошлом создавали так называемые альбомы-песенники или дневники-анкеты, куда обязательно вклеивались портреты любимых исполнителей или актеров, газетные и журнальные вырезки, тексты песен и стихотворений (непременно о любви). «Беру перо, сажусь писать. И счастья Вам желаю. Прошу друзей не забывать, и так – я начинаю…» [2 с. 7]. В «дневнике юности», который мне принесла мама моего одноклассника Мирошник Людмила Анатольевна, датированного с октября 1980 года по апрель 1981 года, лично автором были составлены 32 вопроса, на которые ее одноклассники письменно отвечали [Приложение 1 рис. 1-2]. Теперь на каждый вечер встречи с выпускниками 1981 года Людмила Анатольевна приносит свою тетрадную сорокалетнюю  реликвию. Что характерно, тогда такие дневники вела каждая школьница, но из класса сохранился только один.

Но одним из ярчайших примеров скрапбукинга (вид рукодельного искусства, заключающийся в изготовлении и оформлении семейных или личных фотоальбомов) [3]  со стороны мужского населения были так называемые «дембельские альбомы». По своему содержанию, дембельский альбом, это универсальный биографический историко-художественный документ. Основное содержание — фотоматериалы, отражающие индивидуальную память владельца. В зависимости от времени создания, он выражает вкусы общества, точнее — определенного социально-временного среза, проецирующего на армейскую субкультуру. Дембельский альбом относится к категории рукотворных книг. По своему характеру и назначению он является наиболее оригинальным типом «самиздата» — книгой-альбомом, созданным самим художником с авторскими пометками о важном этапе жизни. Дембельский альбом — исключительно авторское произведение, автобиографичное и поэтому уникальное.

Актуальность исследования.

В качестве поллстера (социолога, специализирующегося на массовых опросах респондентов) я провел социологическое анкетирование среди учащихся 7 классов (дата проведения 19.11.16 года) и 11 класса (дата проведения 26.11.16 года) с целью выявления мнения учащихся среднего и старшего звена нашей школы на знание личной (семейной) истории, так как дембельские альбомы создавались папами, дядями, братьями.  Выявлена следующая закономерность: школьники обоих звеньев плохо знают такой исторический термин как «демобилизация», малая доля учащихся смогла четко дать определение термина. Это говорит о низкой исторической грамотности моих сверстников. На вопрос «Что такое дембельский альбом?» 50 % респондентов ответили отрицательно, большая доля незнающих выпала на семиклассников [Приложение 2 табл. 2.1, 2.2]. Но самое главное, что 65 % респондентов не имеют представление о том, имеется ли в домашнем архиве дембельский альбом! [Приложение 3 табл. 3.1, 3.2] Вывод: наблюдается некая пассивность моих сверстников в деле узнавания семейной истории, в желании приобщиться к своим корням, проследить судьбы близких родственников. Возможно, это связано с постоянной трудовой занятостью взрослых и дефицитом времени на общение с младшим поколением семьи, тем более что владельцы дембельских альбомов по возрастной категории относятся к активной трудовой части населения страны.

Цель моей работы – исследовать дембельские альбомы роговчан – моих земляков – на предмет выявления традиций советского солдатского скрапбукинга,   заложенных в нем методов воздействия армейской жизни на сознание военнослужащих. Узнать – какие проблемы поднимались на страницах альбомов, что волновало больше всего советских солдат.

Исходя из поставленной цели, я попытался решить следующие задачи исследования:

  1. провести внутренний и внешний критические анализы  дембельских альбомов;
  2. определить темы направлений для характеристики содержания армейского источника;
  3. расширить собственные знания по  советскому периоду повседневной армейской жизни  через историческое «прочтение» дембельских альбомов;
  4. популяризовать дембельский альбом как исторический источник, как часть семейного архива;
  5. организовать выставку в школьном музее «Светоч» дембельских альбомов роговчан, служивших в разные временные отрезки ХХ века;
  6. создать собственный дембельский альбом, изготовленный своими руками.

Для написания работы мной были использованы следующие методы исследования: 1. анализ 13 дембельских альбомов моих земляков (внешний и внутренний критические анализы);

2. проведение интервьюирования роговчан Тараненко Александра Федоровича (альбом не предоставил, но он является кадровым офицером в отставке), владельцев альбомов: Юрченко Андрея Александровича, Прищенко Владимира Алексеевича, Костенко Дмитрия Васильевича, Бурлака Владимира Ивановича, Гулая Валерия Владимировича, Дук Александра Васильевича, Гордиенко Юрия Викторовича, Сосидка Алексея Ивановича;

3. проведена работа в фондах архива школьного музея «Светоч» на предмет изучения музейного экспоната – дембельского альбома Кравец Александра Николаевича;

4. анализ документов, хранящихся в дембельских альбомах: приказы о мобилизации и демобилизации, почетные грамоты за отличную службу, формы повесток в военкомат, транспортные билеты для военнослужащих;

5. работа с фотодокументами;

6. фотографирование источников и их систематизация по родам войск.

Основная часть.

Впервые с данным видом исторического источника домашнего архива я познакомился в доме своего крестного Бурлаки Владимира Ивановича. Вот когда я впервые узнал, что такое дембельский альбом для мужчины. В первую очередь необходимо разобраться, что же это, собственно, такое. Итак, дембельский альбом представляет собой некий неофициальный документ о пребывании солдата на срочной службе. И это не просто толстая тетрадь с вклеенными фотографиями. Сам по себе дембельский альбом можно назвать произведением искусства, некой книгой, настолько уникальной, что второй такой же просто не найти. Создается он для одного человека. Дембельский альбом вместе с тем представляет и самый радикальный вариант жанра книги художника. В нем заложена наивная грубость, бесхитростность молодого творца, простодушие и желание сделать книгу на все времена, книгу о себе, быть может, единственную в жизни. Этот альбом перенасыщен искусством – живописью, графикой, фотографией, коллажем, порой даже чеканкой.

Военнослужащие начинали делать свой дембельский альбом  примерно за 100 дней до приказа, т. е. за три месяца до ухода со службы, в некоторых случаях за полгода. Что для этого могло пригодиться?

Переплет дембельского альбома.

Весьма важной является обложка. «Богато» декорированная обложка дембельской книги восходит к традиции дворянского альбома первой трети XIX века, когда использовались кожа, орнаментальное тиснение, бронзовые накладки и застежки. И в том и в другом случае обложка не только выполняла техническую функцию предохранения альбомного блока, но и создавала образ самого альбома. Именно в обложке проявлялись индивидуальность армейских художников или, напротив, ее отсутствие. К наиболее серийному и унифицированному оформлению относились типовые блоки, специально изготовлявшиеся фабричным способом для советских военнослужащих, выполнявших свой интернациональный долг в Восточной Европе (в Чехословакии и ГДР), Проще говоря, альбомы не изготавливались в ручную, а покупались на территории части  [Приложение 4 рис. 1-3].

Для обложки брали красную бархатную ткань, которая добывалась чуть ли не преступными действиями – кража ткани с занавесок в ленинских (красных) уголках, кинотеатрах, со столов президиума [Приложение 5 рис. 1-4]. Однако шикарным считалось сделать обложку из ткани, которая идет на  шинель. Роговчанин Юрченко Андрей Александрович, годы службы в Забайкальском ВО 1985 – 1987, вспоминает, что уволился он в мае, значит, шинель не понадобится, поэтому легко использовал ее на обложку альбома. Надписи были сделаны из солдатского ремня. Моряки использовали черное сукно флотских бушлатов или брюк для своих альбомов, это был свой, особенный «морской» стиль [Приложение 6 рис. 1-3].

Верхние крышки обложек украшались военной фурнитурой, чеканкой, металлическими накладками, разнообразными инкрустациями. Место крепления корешка с крышкой обложки иногда обозначалось боевыми патронами от винтовок или автоматов. Весь творческий пыл и изобретательность уходили на оформление переплета [Приложение 7 рис. 1-8].

Старались собирать альбом самостоятельно. Листы из картона, красились тушью, делался крапленый фон с помощью зубной щетки и расчески. Прищенко Владимир Алексеевич, годы службы в Челябинске в авиации в качестве механика 1988 – 1990, вспоминает, что листы альбома покрывали авиационным лаком  [Приложение 8 рис. 1-6]. В других воинских частях для покрытия листов альбома, чтобы краска не рассыпалась, использовали баллончики лака для фиксации женских причесок. Когда внутреннее оформление было закончено, листы скреплялись самодельными латунными болтами или шнуровкой [Приложение 9 рис. 1-7].

Фотографический материал – сердце дембельского альбома.

Фотодокументы являются важным источником, содержащим информацию о владельце дембельского альбома. Именно они стали большим подспорьем для бесед, так как фотографии могут навести нас на какой-нибудь сюжет или заставить вспомнить наших собеседников эпизоды, связанные с армейской жизнью. Ведь, сохраняя фотографии, мы сохраняем зрительную память и о себе самом, и о других людях или событиях в своей жизни.

У народа в массовом употреблении фотоаппараты появились во II половине 60-х годов прошлого столетия. Ходила поговорка: «Хочешь сделать человека бедным, подари ему фотоаппарат». Фотографирование было дорогим удовольствием: купить негативы, реактивы, фиксаторы, растворы, пленки и многое другое, в армии это явление особенно остро ощущалось. Но стремление визуально зафиксировать память на бумажном носителе сметало все преграды и препоны.

Основой иллюстративного ряда в дембельском альбоме является фотография — портретная галерея. Разработана определенная иконография солдатского портрета: поясной, погрудный, портрет в парадной форме, портрет с другом и др. [Приложение 10 рис. 1-6].

Фотографии лучше всего рассказывают о тяготах армейской службы. Помещать их необходимо обязательно в хронологическом порядке, так можно будет просмотреть весь путь бойца от «молодого» до «деда». Вначале это будут фотографии проводов в армию [Приложение 11 рис. 1-5], затем принятие присяги [Приложение 12 рис. 1-3]. Далее следует ряд фоток с бытовыми сценами армейской службы: зарядка, выполнение различных нарядов, полит учения и др.  [Приложение 12 рис. 4-7, Приложение 13 рис. 1-7]. Однако стоит отметить, что собрать фотографии о службе не так и легко. Ведь на них могут, помимо бойцов, также отображаться секретные военные объекты или их части, что запрещено. Поэтому командование частей проводило досмотры с обыском личных вещей, дабы таких фото появлялось как можно меньше. Вспоминает Юрченко А.А. (ракетные войска), что печатали снимки раз в месяц. Чаще не получалось по причине отсутствия денег на бумагу и химические реактивы. В день выдачи денег каждый желающий сдавал по пятьдесят копеек из причитающихся ему трех рублей, и первый, кто получал увольнение, закупал в городе пленку, проявители, фиксаж и бумагу. Пронести ценный груз в часть через КПП было затруднительно, поэтому гонца ждали в условленном месте у забора, где все расходники благополучно перебрасывались. После отбоя, когда офицеры расходились по своим домам, начиналось таинство. Проявлялись и тут же сушились фотопленки, собирался фотоувеличитель. Не спали всю ночь, печатая отснятый за целый месяц материал в специально обустроенном месте – каптерке, где хранились вещи.

Прищенко В.А. утверждал, что у них в части была своя лаборатория, где ребята просили отпечатать фотографии, сделанные ротным фотоаппаратом «Вилис». В авиационной части часто проводились учения – бомбометание самолетами. Специальная аппаратура фиксировала меткость попадания бомб в цели через фотографирование, поэтому дефицита в фотобумаге, закрепителе, проявителе у них в части не было   [Приложение 14 рис. 1-2].

Владимир Иванович Бурлака, годы службы в ЧССР 1976-1978, вспоминает, что у них был свой фотограф при Доме офицеров Центральной группы войск. Там наш земляк был музыкантом, поэтому весь дембельский альбом пестрит фотографиями знаменитых в то время певцов и певиц с личными автографами: Карел Готт, группа Стаса Намина, Эдуард Хиль, «Песняры», Ева Пиларова, София Ротару. Здесь же имеются уникальные снимки приезда в часть чешского президента Густава Гусака [Приложение 15 рис. 1-5]. За альбомы их не гоняли, запрещалось делать фотографии с танками, где есть номера. Когда пришло время улетать домой, офицеры потребовали дембельские альбомы для просмотра, здесь же, прямо у трапа самолета, чернилами закрашивались на снимках  злополучные номера военной техники [Приложение 16 рис. 1-2].

Особый интерес представляют воспоминания кадрового офицера, подполковника в отставке, гвардии-капитана, командира летного экипажа Тараненко Александра Федоровича, которые позволяют взглянуть на проблему не глазами простого рядового, а офицера [Приложение 17 рис.1]. По инструкции назначался старший по фотографированию (чаще из политотдела). Фотобумага была разных сортов, от этого зависело качество фотографий. В разведавиационной части использовался сорт фотопленки «Микрат – 300» с высокой степенью разрешения, очень четкие фотки получались (еще бы, специально для разведки использовались). Для народа такой пленки не было. Распечатка для офицеров делалась в политотделе, в фотолаборатории. А простые матросы печатали фотографии в маленьком помещении (чаще на складе для одежды) в счет своего личного отдыха. Офицеры не запрещали делать дембельские альбомы, только проверяли их на предмет запретных тем: порнографии, антиофицерского, антисоветского характера. Фотоаппараты разрешалось брать в выходные дни, в увольнение. При этом каждый военнослужащий подписывал приказ о запрете использования радиоприемников, фотоаппаратов, поэтому ходить свободно с фотоаппаратом по части было нельзя. Но потихоньку делали фотографии. Запрещено было брать фотоаппараты в самолеты. Были неоднократные случаи, когда самолеты разбивались из-за переворота в воздухе, фотоаппарат попадал под ручку управления и мешал вывести самолет из пикирования.

Калька.

Главная достопримечательность дембельского альбома – это кальки между листами, на которых запечатлены все вехи службы хозяина альбома. Как правило, альбом оформлялся вручную автором, способов и методов оформления было множество. Они зависели от рода войск, места службы, местных традиций, но имелись общие правила – дембельский альбом должен быть ярким, бросающимся в глаза, поражающим воображение зрителя. Имея только черно-белые фотографии, трудно было достичь желаемого эффекта, поэтому калька с яркими иллюстрациями исполняла роль разбавителя официальной части дембельского альбома. Во Вьетнаме в г. Дананг на Военно-морской базе «Камрань» матросы использовали оборудование собственного производства для копирования рисунков на кальку. Это чудо техники называли «дралоскопом» – от слов «драть», «передирать». «Дралоскоп» состоял из двух оргстекол и лампы, подставленной снизу. Между стеклами выкладывались цветные рисунки старых кораблей из журнала «Морской сборник», сверху ложились бумага-калька или папиросная бумага, которые продавались в магазинах, и начиналось таинство копирования (из воспоминаний Тараненко А.Ф.).

            В московском округе ПВО бойцы использовали готовые карикатурные рисунки, стопка которых лежала в свободном доступе в каптерке у старшины. Гулай Валерий Владимирович, годы службы 1989 – 1991, вспоминает, что кальку ему присылала по почте мама из дома, а сюжеты для рисунков он использовал готовые, которые передавались по наследству от «дедов».

            Тема сюжетов на кальке весьма разнообразная: хороши рисунки, которые рассказывают об армейской службе, различные юмористические карикатуры, здесь же помещаются тексты песен, стихов, фразы, которые стали солдату за время службы родными  [Приложение 18 рис. 1-8]. Иллюстрации на кальке были цветными или не цветными, но не это было главным. Данный иллюстративный ряд, имея свои устойчивые формы – рисованные заставки и концовки, развлекательную графику – все это отражало определенные эстетические умонастроения общества. В дембельском альбоме мы встречаем переводные картинки с портретами красавиц, наклейки с изображениями девушек [Приложение 19 рис. 1-9]. Особенно в Союзе были популярны наклейки из Германии, на обороте которых давалась подробная инструкция по работе с данной печатной продукцией  [Приложение 20 рис. 1-2].

            Особая романтика и наивность присущи рисункам моряков – изображения русалок, парусников, моря, закатов, которые по своей графике напоминают наколки на теле.

            Документация в дембельских альбомах.

            Оформление дембельского альбома – это целая эпопея. Обычно на первой странице клеили фото самого            солдата и повестку из военкомата. Кстати, не каждый предусмотрительно сохранял данную «черную метку» для всех юношей призывного возраста. Поэтому, в некоторых альбомах можно увидеть репродукцию документа [Приложение 21 рис. 1-3]. Обязательным  было помещение Приказа об увольнении в запас с портретом министра обороны СССР, фотография которого чаще всего похищалась со стендов в части [Приложение 22 рис. 1-7]. Документ печатался на пишущей машинке, обязательно на бархатной бумаге. Приказ мог дублироваться в рукописном варианте, в шуточной форме [Приложение 23 рис. 1-4], но значимость его была велика – целых 730 дней и ночей солдат ждал этого события, то есть демобилизации! Газетные вырезки делались в библиотеках или на почте, где можно было найти подшивки периодической печати. Особое гордое место в дембельском альбоме занимают почетные грамоты владельцев, подтверждающих об их высокой боевой и политической подготовке. Бережно также хранятся вырезки из газет о достойной воинской службе хозяина альбома [Приложение 24 рис. 1-4].

            Уникален и богат на документальный фонд дембельский альбом роговчанина Юрченко А.А. Здесь можно увидеть то, чего в других альбомах нет – это записка об аресте рядового Юрченко командиром батальона за нарушение распорядка дня и нетактичное поведение 20 мая 1987 года и посаженного на одни сутки в гарнизонную гауптвахту. Удивительно то, что сохранен железнодорожный билет, датированный 22 мая 1987 года – как в анекдоте – с «губы» да домой, по восточно-сибирской железной дороге до города Краснодара [Приложение 25 рис. 1-3].

            Отрывки из Корабельного устава, посвящение в военные моряки, подписанное командиром корабля: «Гордись, моряк, службой на военном корабле! Гордись тем, что твои пути – дороги в океанах и морях лежат на румбах мужества, героизма и доблести, что твоя комсомольская юность принадлежит самому большому счастью – быть на переднем крае борьбы за коммунизм, за счастье и мир во всем мире». Данный документ бережно хранится в дембельском альбоме Костенко Д.В., за 1981 – 1984 годы службы на военном корабле и пробороздившим пять морей и один океан [Приложение 26 рис. 1-2].

Солдатские традиции.

Зачастую дембельский альбом разрушает границы альбомной формы, становясь большим искусством. Своей адресностью, оформлением, рубриками дембельский альбом продолжает традицию русской альбомной формы. За это время он сложился в определенный художественный и книжный жанр. За все время существования альбомного искусства не изменялись его основные рубрики: идентификация героя – хозяина альбома (в дворянском альбоме это были – герб и девизы), обозначение круга интересов, посвящения друзей (в солдатском альбоме – фотографии друзей), любимые стихи и песни (военные песни, приказы, строки из воинского устава и долгожданный текст – Приказ об увольнении в запас). Каноны дембельского альбома складывались десятилетиями. Предлагаю рассмотреть его визуальное и литературное содержание через следующие рубрики.

Рубрика «100 дней до приказа». Практически в каждом альбоме можно увидеть магическую цифру «100» [Приложение 27 рис. 1-6]. Традиционно данный период обозначал изменение статуса бойца – переход от «молодого» к «деду». С этого времени «дед» не ел сливочное масло, отдавал «молодому». В начале службы бляху на ремне сгибали, теперь ее ждал разгиб (из воспоминаний Юрченко А.А.).

Вспоминает Прищенко В.А.: «В сотый день до приказа мы брились на лысо. В столовой масло, яйца и все, что представлялось вкусным, отдавали «молодым», сами не ели. У каждого из нас был свой «дед» – своеобразный наставник в армейской службе, у которого мы учились ездить на машине, чистить аэродром, следить за техникой. В его сотый день в мои обязанности входила также обязанность ежедневно вслух считать, сколько дней ему осталось до дембеля. Когда наступил мой сотый день до приказа уже другой «молодой» считал мои дни до дембеля. Вот такой был своеобразный календарь нашей армейской жизни».

Другая магическая цифра, часто встречающаяся в дембельских альбомах – это 730: суммарная цифра дней и ночей армейской службы. Солдаты творчески обозначали в своих альбомах два года жизни в армии: «два года в сапогах», «730 дней на страже Родины», «730 дней без любви и ласки» и др. [Приложение 28 рис. 1-7].

Рубрика «Друзья – однополчане» воспевает армейское братство, преданность дружбе. Благодаря крепкому плечу товарища и служба была не так тяжела, можно было доверить другу самое сокровенное.

«Здесь память о том, как мы службу несли,

Как было нам трудно в те первые дни…

Как мы повзрослели, друзей обрели,

Расставшись, мы память о них навсегда сберегли» [3 с. 9].

Бурлака В.И. до сих пор встречается с сослуживцем по истечении сорока лет своей службы в армии. В дембельских альбомах визуально показано трепетное отношение к друзьям-однополчанам: писались почтовые адреса сослуживцев, пожелания друг другу [Приложение 29 рис. 1-7].

В каждом альбоме показаны места, где проходил воинскую службу его владелец. Это были открытки, купленные в увольнении, фотографии на фоне памятных мест. Любому сельскому пареньку, а мои земляки из станицы Роговской, жизненно важно было показать родственникам при встрече – какие места великой и могучей Родины ему пришлось посетить [Приложение 30 рис. 1-7].

И, наконец, рубрика «Прощай армия, здравствуй дом!» показывает разнообразную фантазию доморощенных художников дембельских альбомов. Домой летят самолеты, мчатся поезда сквозь двухгодичное время армейской службы. Как долго ждал солдат этой минуты: встречи с родными, с любимой девушкой, с родной Кубанью [Приложение 31 рис. 1-5].

Заключение.

Дембельский альбом, фиксируя важный эпизод жизни, выражал взгляды общества на социум, быт, воспитание, культуру. Дембельский альбом являлся документом превращения юноши в мужчину, мужским аттестатом зрелости.

Этот альбом – лакировка памяти о главном жизненном испытании. Дембельский альбом – это эпическое творение, проявление солдатского духа, воли, интеллекта. Сто дней до Приказа отданы бархатной бумаге, золотой фольге, чеканке, коллажам, гуаши, цветным карандашам, фотографии – наивному и искреннему творчеству. Альбом выражает чувство сдержанной силы, гордости, героизма, которые связаны для нас с образом защитника Родины. В этой материализованной памяти армейский художник говорит о главном: он уходит от повседневности и обыденности, воспевает армейское братство, преданность дружбе, веру и долг.

Проведя частичный анализ источников, и беседуя с их владельцами, я сделал вывод, что в прошлое уходят дембельские альбомы. В России исчезает традиция сохранять память о службе на бумажных носителях, появилась тенденция вместо оформленных альбомов привозить из армии флешку с фотографиями.

С 16 по 22 мая 2016 года я вместе со своими одноклассниками принял участие в муниципальных военно-полевых сборах на базе регионального лагеря «Золотой колос», который располагается на окраине станицы Роговской. Я принял решение сделать свой собственный армейский альбом по результатам короткой военной службы. Сегодня можно, конечно же, купить уже готовый альбом дембеля и вклеить в него несколько фото, а также вписать пару интересных рассказов. Но это же просто неинтересно. Так, лучше все сделать самому от начала до конца. Получив колоссальный опыт по созданию армейского альбома, я понял, почему владельцы дембельских альбомов так трепетно относятся к своим творениям [Приложение 32 рис. 1-3].

Считаю, что цель моего исследования была достигнута, изучив дембельские альбомы роговчан – моих земляков – на предмет выявления традиций советского солдатского скрапбукинга. Однако стоит заметить, что не все методы исследования были использованы в полной мере, например:

  1. не было работы в архивах. При общении с владельцами дембельских альбомов выяснилось, что командиры и политработники получали инструкции, предписывающие всеми возможными способами бороться с явлением «дедовщины», а изготовление дембельских альбомов являлось элементом неуставных взаимоотношений. Можно было бы в фондах архивов поискать данную инструкцию.
  2. Интервьюирование проводилось только с владельцами альбомов, отслуживших десятки лет назад. Можно было бы провести беседы с сегодняшними военнослужащими воинской части, расположенной на территории МО Тимашевский район.
  3. Не удалось изучить дембельские альбомы тех военнослужащих, которые воевали в горячих точках (в Афганистане и на Северном Кавказе).

Учитывая данные недостатки, я продолжу данное исследование о дембельских альбомах.

            Одной из поставленных мной задач – это популяризация дембельского альбома как исторического источника, как часть семейного архива. Поэтому, вместе с хранителем школьного музея «Светоч» Наделяевой И.В. я организовал выставку дембельских альбомов роговчан, служивших в разные временные отрезки ХХ века. Она имела невероятный успех среди моих сверстников. Возможно, это объясняется тем, что альбомы были принесены из домашних архивов одноклассников. Возможно то, что не в каждом доме альбомы имеются, а значит, представляют определенный исторический интерес. Как бы там ни было, а выставка у нас состоялась [Приложение 33 рис. 1-5]. Об этом событии была написана статья в многотиражную газету «Роговчанка» № 13 (77) январь 2017 года стр. 7 [Приложение 34].

            Какую пользу может принести мое исследование?

  1. Исследование частично ликвидирует пробел в знаниях школьников в области повседневной истории советской армии.
  2. Исследование будет интересно для учителей в подготовке уроков и классных часов патриотической и краеведческой направленности.
  3. Повышает желание моих сверстников заниматься изучением домашней истории.
  4. Был накоплен фотографический материал по дембельским альбомам и помещен в фонд школьного музея (всего 481 фотографий).

Так уж случилось, но в ноябре 2016 года один из владельцев дембельского альбома стал погорельцем. Огонь уничтожил дом, вещи, дембельский альбом… Единственная память о службе погорельца сохранилась только в школьном музее, где помещены фотографии уже не существующей воинской книги. Мужчина пришел за электронной версией своего альбома, чтобы позже распечатать бесценные для него фотографии.

 

Источники и литература:

  1. Чеботаревская А. Любовь в письмах выдающихся людей XVIII и XIX века: Избранные письма./М.: Политиздат, 1990.
  2. Мирошник Л.А. /Тетрадь-анкета/, 1981.
  3. Скрапбукинг.Википедия/  https://ru.wikipedia.org/wiki/
  4. Кравец А.Н. /Дембельский альбом/, 1978.
  5. Бурлака В.И. /Дембельский альбом/. 1978.
  6. Гордиенко Ю.В. /Дембельский альбом/, 1991.
  7. Гулай В.В. /Дембельский альбом/, 1991.
  8. Дук А.В. /Дембельский альбом/, 1988.
  9. Костенко Д.В. /Дембельский альбом/, 1984.
  10. Лукашевич А. /Дембельский альбом/, 1986.
  11. Носаков Н.Н. /Дембельский альбом/, 1978.
  12. Прищенко В.А. /Дембельский альбом/, 1990.
  13. Сидоренко О.Г. /Дембельский альбом/, 1987.
  14. Сосидка А.И. /Дембельский альбом/, 1990.
  15. Тараненко С.А. /Дембельский альбом/, 1987.
  16. Юрченко А.А. /Дембельский альбом/, 1985.
  17. Многотиражная газета «Роговчанка», № 13 (77), январь 2017.

статья об дембельских альбомах_014

статья об дембельских альбомах_015 статья об дембельских альбомах_016 статья об дембельских альбомах_017 статья об дембельских альбомах_018 статья об дембельских альбомах_019

Наверх