«Экологический компонент в рамках преподавания курса кубановедения как эффективное средство формирования ключевых компетенций учащихся».

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

Ф. Тютчев.

Есть возраст, в котором почти каждый ребенок хочет стать исследователем, ученым. Это время пробуждения интереса к науке, когда занятия ею кажутся романтичными и увлекательными. И если в этот период предложить детям заняться исследованиями под руководством учителей, мы наверняка спасем их от равнодушия к школьным дисциплинам. Исследовательская деятельность школьников не альтернатива школьной программе, а, наоборот, тот «витамин» интереса к науке, которого зачастую не хватает обычной школе. Однажды спросив себя: «А что будет, если…» – дети уже больше не уходят с дороги исследований. Я уверена, что любой ребенок, имеющий творческие наклонности, способен к исследовательской работе.

Экология – изучение собственного дома, – таков точный перевод с греческого. Изучать его, этот наш общий дом, который называется Кубанью, учиться жить в нем, обустраивать его и обеспечивать людям благополучие в этом доме – таков современный смысл преподавания экологического компонента в курсе кубановедения.

Своим коллегам я могу предложить несколько вариантов формирования научно – исследовательских компетенций учащихся экологической направленности.

Стараюсь приветствовать и обучить тех школьников, кто взялся за труднейшую работу по анализу архивных материалов под углом зрения экологической науки и придания им такой формы, которая делает их доступными другим учащимся. Например, в архиве школьного музея хранится учебник 1929 года, выпущенный специально для сельских кубанских школ на украинском языке. Ученица 10 класса Черняк Валерия детально изучила содержание учебника, перевела его на русский язык и провела внутренний критический анализ. Школьница попыталась понять исторические реалии восьмидесятилетней давности, происходивших на Кубани. Ведь учебник содержит региональный компонент: описаны характерные южнороссийские наводнения и засухи, грязь на станичных улицах. В рассказе «Сарана» («Саранча») поднята проблема «выживаемости» хлебных полей во время нашествия прожорливых насекомых: «А сарана робила свое. Де тiльки вона проходила, – там залишалася гола земля, а не зеленi хлiби». Данная экологическая проблема в 20 – 30-е годы прошлого столетия стояла очень остро, что даже на странице школьного учебника ей

нашлось место. Не меньше проблем кубанским хлеборобам доставлял жук – «долгоносец». «Вiн iсть зерно з колоскiв. Зараз пшениця гарна, а коли його разплодиться богато, то вiн всю поiсть до останку. Ми можемо взимку бути без хлiба». Ядохимикаты массово не применялись на полях и единственный метод борьбы с вредителем – сбор жука вручную: «Треба боротися з ним. Важна ця боротьба, але гуртом i цього ворога можна побороти». Валерия достойно защитила свою исследовательскую работу на зональном (очном) туре краевой научно – практической конференции «Эврика» в г. Тихорецке.

Другое направление в формировании компетенций – это социально–экологические тропы, но не только их разработка и проведение экскурсий по ним, а именно исследовательская часть таких троп. Мои ученики имеют уникальную возможность исследовать курганы в степи – меотские городища двухтысячелетней давности. Для этого берем с собой линейки, рулетки, блокноты для полевых записей и работа кипит… Дополнительно изучаем почву и растительность кургана, проводим экологические акции по санитарной уборке природно – исторической возвышенности.

Не менее интересной является исследовательская работа по изучению потенциала станицы Роговской для организации и развития зеленого туризма с целью пропаганды сохранения трудового ресурса в экономике станицы. Так, Прищенко Алина сумела не только выявить природные объекты станицы Роговской, имеющие рекреационное, эстетическое, экологическое значение, провести учет наличия культурно – исторических, этнографических памятников в станице Роговской, но и составить проект – программу (маршрутную карту) услуг в рамках сельского туризма, учитывая специфику станицы Роговской. Данная исследовательская работа получила золотую медаль краевой олимпиады школьников «Молодые менеджеры и предприниматели Кубани».

Являясь наставником волонтерского отряда «Вместе – мы сила!», всегда поддерживаю инициативу молодежи в проведении экологических акций «Чистые берега», «Парки Кубани». Волонтеры не только убирают свой дом под названием Роговская, но и публикуют статьи в школьной газете «Пятнашка», анализируя экологическую обстановку в станице.

Творческая научная деятельность учащихся способствует достижению одной из главных целей современной школы – воспитанию творческой, способной к саморазвитию личности ученика. Думаю, такая работа должна стать обязательным элементом учебного процесса в преподавании кубановедения в каждом образовательном учреждении. Детский писатель В. Бианки писал, что краевед прежде всего исследователь, маленький Колумб. Он влюблен в свой край, и это поможет ему понять многое, что недоступно пониманию равнодушных. Надеюсь, что мои ученики и являются Колумбами родного края.

Наверх