Аннотация
к статье «Духовные истоки станицы Роговской».
Одну из ключевых ролей в сохранении общественной безопасности играет духовная безопасность. Она связана с нравственностью и патриотизмом и может обеспечивать государственную безопасность.
Защитой духовной экологии ребенка в крае обеспечивается изучением различных учебных дисциплин, в том числе и кубановедения. Наши учителя имеют возможность качественно преподавать историю родного края, имея в арсенале хороший содержательный УМК. Сегодня кубановедение превратилось из методического приема в общепедагогический принцип, сущность которого состоит в установлении связи изучаемого школьного предмета со знаниями и умениями, приобретенными в результате практического исследования родного края. Институты гражданского общества: советы ветеранов, клубы по интересам, молодежные комплексы, СМИ, музеи – создают вместе с преподавателями кубановедения важные предпосылки для формирования духовной безопасности школьников.
При всем этом сложном и многогранном процессе духовного воспитания молодого поколения нужно не забывать о рисках. Формируя национальное самосознание важно не переступить тонкую грань, когда начинают формироваться ложные чувства национальной исключительности и национального превосходства. Задача педагогической общественности ответственно подойти к выработке нравственных ориентиров.
Ключевые слова: духовная безопасность, кубановедение, институты гражданского общества, национальное самосознание, нравственные ориентиры, Марии-Магдалины женский монастырь.
Annotation.
Spiritual security plays a key role in preserving public safety. It is connected with morality and patriotism and can provide state security.
Protection of the spiritual ecology of a child in the region is ensured by the study of various subjects, including Kuban studies. Our teachers have an opportunity to teach the history of their native land qualitatively having a good informative educational and methodical base. Today Kuban studies have been transformed from a methodical approach to a general pedagogical principle. The essence of this principle is to establish the connection between a school subject and educational skills acquired as a result of the practical study of the native land. Institutes of civil society such as councils of veterans, interest clubs, youth movements, media and museums create important preconditions for the development of the schoolchildren’s spiritual safety together with the professors of Kuban studies.
It is important not to forget about risks in the multifaceted and complex process of spiritual education of the younger generation. Creating a national self-awareness it is important not to cross the fine line when false feelings of national exclusiveness and national superiority begin to shape. The task of the pedagogical community is to approach to the handing of moral reference points with high responsibility.
Key words: spiritual safety, Kuban studies, institutes of civil society, national self-awareness, moral reference points, Saint Mary Magdalene Convent.
Одну из ключевых ролей в сохранении общественной безопасности играет духовная безопасность. Трагедия народов и государств, как правило, начинается с разрушения их духовности, с внедрения в сознание чуждых идей и ценностей. Поэтому обеспечение духовной безопасности является приоритетной задачей нашего государства, в том числе и системы образования.
Если с детства прививать чувство любви к своей большой и малой Родине, национальную гордость, гражданскую ответственность, то можно снизить отток населения из страны и из регионов. Нужно с младенчества прививать волю к жизни, любовь к себе и ближнему, развивать инстинкт самосохранения. При грамотном подходе можно избежать суицида, отравлений алкоголем, наркотиками. Необходимо поднимать социальный и нравственный статус семьи, материнства и детства. Нельзя увеличить рождаемость исключительно за счет повышения уровня благосостояния граждан, необходимо прививать будущим поколениям семейные ценности, и тогда проблема роста рождаемости потеряет свою остроту.
Защита духовной экологии ребенка у нас в крае обеспечивается изучением различных учебных дисциплин, в том числе кубановедения. Наши учителя имеют возможность качественно преподавать историю родного края, имея в арсенале хороший содержательный УМК (учебно-методический комплекс). С сентября 2016 года в содержание предмета кубановедения был введен новый курс «Духовные истоки Кубани», и предмет получил новую перспективу своего развития. Сегодня кубановедение превратилось из методического приема в общепедагогический принцип, сущность которого состоит в установлении связи изучаемого школьного предмета со знаниями и умениями, приобретенными в результате практического исследования родного края, например, через детско-юношеский туризм. Регулярные занятия туризмом пробуждает чувство прекрасного, формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Чем богаче мир, окружающий ребенка, тем разностороннее его личность.
Одной из форм туризма являются паломнические поездки. Посещение намоленных мест с двухсотлетней историей, например в Свято-Михайловский Афонский мужской монастырь (г. Майкоп), формирует духовный облик школьника, его характер, жизненные ориентиры, отношение к Родине, другим людям, к природе, к труду. Отстояв службу, посетив святой источник, увидев такое аскетическое место, как пещерный (подземный) монастырь, заставляет школьников задуматься о смысле жизни, о той несокрушимой вере, которая питает и которой живут монахи казачьего монастыря.
Кубановедение является в определенном смысле цементирующим звеном в системе обеспечения духовной безопасности. Институты гражданского общества: советы ветеранов, клубы по интересам, молодежные комплексы, СМИ, музеи, православные храмы и монастыри – создают вместе с преподавателями кубановедения важные предпосылки для формирования духовной безопасности школьников. Тесная дружба и сотрудничество сложились между учителями кубановедения нашей школы и насельницами Марии – Магдалины женского монастыря станицы Роговской. История первого на Кубани женского монастыря восходит к 1848 году. Удивительна и трагична судьба святой обители. До 1917 года ею управляли четыре игуменьи – Митрофания, Олимпиада, Сарра и Серафима. Черноморский монастырь был открыт специально для того, чтобы служить убежищем для вдов и девиц войскового происхождения. Во время Кавказской войны число вдов и сирот увеличивалось, и монастырь принимал все новых послушниц. Во время войны среди медсестер было много монахинь. «С июня 1877 года до января 1878 года при госпитале Ардаганского отряда состояли одна монахиня и шесть послушниц» [2 с. 6].
Марии – Магдалинская обитель росла и украшалась благолепными храмами, величественным собором и добротными монастырскими зданиями и строениями. В ней проживало около 600 человек, из них 300 монахинь, 250 послушниц и 50 девочек сирот. Здесь были небольшая библиотека, детский приют, школа для девочек.
В 1918 году часть монастырских зданий и земель была отобрана. 10 июля 1918 года недалеко от монастыря, у реки Кирпили, после Литургии, красноармейцами, выстрелом в рот с криками: «И мы тебя приобщим», был расстрелян монастырский священник Григорий Никольский. В страстную пятницу 29 апреля 1921 года все насельницы в течение часа были изгнаны из монастыря. Еще ранее, часть насельниц была сослана на рыбные промыслы в Порт-Петровск (г. Махачкала). Все остальные были подвергнуты репрессиям и ссылкам, так что даже и на Соловках оказались некоторые из них. Лишь небольшая горстка осела в окрестных хуторах и станицах. Местные жители хутора Красный Роговского поселения говорили нам, что до 60-х годов ХХ века на хуторе жила одна монахиня и похоронена она была на хуторском кладбище.
Прошли годы. Отгремели революции и войны. С 1994 года святая обитель стала возрождаться в станице Роговской. Коротка человеческая жизнь. Наверное, поэтому мы жадно хватаем земные радости, отпущенные судьбой. Но в какой-то миг спохватываемся, начинаем сомневаться: а так ли ладно мы живем? И хочется взглянуть совсем на другую жизнь людей, отказавшихся от всех маленьких и больших удовольствий. И получить от них помощь и совет… Это желание и привело в Марии – Магдалинский женский монастырь роговских учителей кубановедения и школьников.
Встречи заранее планируются администрацией школы с игуменьей Тавифой. Встречи всегда проходят приветливо и доброжелательно. Ребятам показывают ухоженные теплицы с капельным поливом из колодца, где выращивают помидоры, перец, баклажаны, огурцы. Кстати, теплицы отапливаются дровами. Каждый год монахини высаживают более тысяч штук рассады овощей, в основном голландских сортов. Меньше нельзя, надо накормить 24 насельниц, а еще рабочих, паломников. В углу двора дети посещают сушку. Приземистый домик, в котором по старинным рецептам сушат яблоки, сливы, вишню, малину. Печь с дровишками, стеллажи, на которых млеют фрукты, доходя до нужной кондиции. Любовно насельницы ухаживают за садом. А еще коровы, куры… Везде и во всем чувствуется заботливая женская рука. И если кто-то думает, что монахини маются от безделья, то ошибается. От зари до зари, с четырех утра до девяти вечера, – молитвы и неустанные хлопоты по хозяйству.
Детям рассказывают об истории создания монастыря, компетентно и содержательно отвечают на многочисленные интересные вопросы. Гостеприимные хозяйки этого уютного и сокровенного уголка станицы Роговской угощают школьников вкусным какао с постными пряниками. Кстати, молоко, сыр здесь также собственного производства, отменные, как и варенье из лепестков роз, монастырский чай.
Мальчишек и девчонок монахини всегда одаривают подарками: кусочками мыла собственного приготовления, пакетиками трав из лаванды, боярышника, душицы, рецептами приготовления ароматного чая.
Уходить быстро из монастыря школьникам не хочется. Сколько внимания, доброты, человечности они видят по отношению к себе, сколько нового узнают! Дети здесь встречают людей из разных уголков России – паломников. Многие россияне вылечили свои недуги благодаря изготовленным в роговском монастыре мазям, настойкам.
Но самое главное то, что кубановедение дает возможность приобщить учащихся к добросовестному, полезному труду в различной форме. Матушка Тавифа считает, что обращение детей к крестьянскому укладу, послужит хорошей предпосылкой к духовному оздоровлению как взрослых так и детей, поскольку труд на земле имеет созидающую силу, является положительным фактором в развитии личности и воспитании в ребенке любви к своему Отечеству. Сбор лепестков роз, цветков календулы, яблок и груш в саду, нарезка фруктов для сушки – все это стимулирует у детей понимать важность таких социальных понятий как взаимопомощь, коллективный труд, ответственность.
Благословенны часы, которые текут в тихой обители. И как же все-таки здорово, что есть люди, которые совершают христианский подвиг, отказавшись от сладостного земного притяжения. Их горячие молитвы – и о нас с вами.
Старшеклассники школы активно сотрудничают с архивным отделом администрации муниципального образования Тимашевский район, потому что использование архивных источников на уроках кубановедения имеет не только научную, но и огромную общественную значимость. Выявление новых исторических документов, как результат работы школьников в архиве, способствует формированию и усилению их интереса к местной истории, прошлому своей станицы, школы. В архиве хранится уникальная коллекция метрических книг за 1875 – 1919 гг. роговских Николаевской и Ново-Николаевской церквей (фонд 330). Каким – то чудом смогла сохранить в период фашистской оккупации (с августа 1942 по февраль 1943 г.) бывшая заведующая Тимашевского ЗАГСа Томилко Галина Ивановна эти 34 бесценных сокровища. Теперь коллекция заняла достойное место в архиве и открыта для всевозможных исследований краеведам, учителям, школьникам.
В этих книгах, казалось бы, далеких от живой жизни, сохранились странички истории станицы Роговской. Метрические книги Николаевской церкви – это своеобразная история в статистике. Из книг можно узнать кто жил в станице, их имена и фамилии, вероисповедание, звания. Согласно исследованиям, в станице за период 1875-1920 гг. проживал один генерал П.Н. Камянский, один полковник Н.К. Камянский, 2 войсковых старшин, 3 сотника, 5 есаулов, 2 подъесаула, 6 вахмистров, 8 унтер офицеров, 1 хорунжий, 184 урядника.
Метрические книги состояли из трех разделов: первый включал в себя сведения о рожденных, второй – о бракосочетающихся, третий – об умерших. Интересно, что в записях о рождении никогда не указывалась национальность родителей, не было такой графы в книгах. Нумерация рождений и смертей велась у «мужских душ» своя, а у женских – своя. Например, в 1875 году в станице родилось 143 мальчика и 132 девочки, всего 275 человек. А умерло 159 человек [3]. Наиболее «урожайным» по рождению детей стал 1891 год – 540 человек [4]. Из третьей части книг можно определить, какие болезни «вспыхивали» в станице, от чего умирали дети. Взрослые чаще всего умирали от чахотки, водянки, рака, горячки, сибирской язвы, «от старости». Дети – от младенческой болезни, скарлатины, кори и оспы. В книгах перечисляются смерти не только от болезней, но и от условий внешней среды. Например, Иван Алексеевич Дзюба 27 лет задушен обвалившейся глиной, а четырехлетняя Васса Козюлина «убилась от падения в колодец». Казак Ефрем Смаглий 30 лет был убит «разбойниками», а Лука Победенный, 27 лет, повесился и был «лишен христианского погребения» [5].
Кроме казаков в станице проживали крестьяне, мещане, выходцы из городов Ейска, Азова, Екатеринодара, Темрюка. Население станицы пополнялось за счет приезжающих из Курской, Воронежской, Харьковской, Орловской губерний.
Благодаря уникальной коллекции Метрических книг за 1875 – 1919 гг. школьники на уроках кубановедения могут воссоздать картину первых этапов истории Православия в станице Роговской. Показать связанные с этим важные исторические события и лица, а также роль и значение в этом процессе роговского казачества (равно как и значение Церкви в исторической судьбе роговчан, их взаимовлияния и взаимопонимания).
Только в Тимашевском архиве можно изучить фонд № 639, в котором хранятся исследовательские работы учащихся СОШ № 15: «Летопись роговской школы», «История землеустройства станицы Роговской», «История церкви в станице Роговской», «Малолетние узники», «Возвращенные имена», «Монастыри Тимашевского района», «Родословная семьи Денисенко» и др. Конструктивное сотрудничество школы и архива направлено на выполнение одной цели – осуществление духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания наших детей и молодежи.
Учитывая сложность и многогранность процесса духовного воспитания молодого поколения, нужно не забывать о рисках. Формируя национальное самосознание, важно не переступить тонкую грань, когда начинают формироваться ложные чувства национальной исключительности и национального превосходства.
Задача педагогической общественности – ответственно подойти к выработке нравственных ориентиров.
Страна, общество нуждаются в высокой духовной планке. Только нравственно совершенствуясь, мы снова обретем уважение и влияние во всем мире. Россия всегда поражала другие страны высочайшим уровнем своей духовности. А духовность – это самая большая и неповторимая ценность для всего человечества.
Библиографический список:
- Наделяева И.В. На страже духовности //Информационно-методический журнал «Педагогический вестник Кубани». – 2014. – № 3. – с. 16 – 17.
- История основания Марие-Магдалинского женского монастыря. Храм Святителя Димитрия Ростовского, хутор Димитрова МО Тимашевский район. - 2011. – с. 6.
- Архивный отдел администрации МО Тимашевский район. Ф.330. Оп. 3. Д. 19.
- Там же. Ф.330. Оп. 3. Д. 21.
- Там же. Ф.330. Оп. 3. Д. 23. Л. 15, 17, 24.