Тема педагогического опыта

Тема педагогического опыта:

 

     Микроистория как фактор, повышающий эффективность уроков кубановедения.

 

Цель педагогического опыта:

 

  Усиление и действенная конкретизация краеведческого образования школьников через развитие познавательных и творческих способностей личности учащихся.

 

Задачи:

 

1. Вовлекать учащихся в научно – исследовательскую и поисковую краеведческую деятельность по выявлению малоизвестных событий, факторов в локальной и региональной истории.

2. Расширить знания учащихся по микроистории.

3. Проводить просветительскую работу среди общественности с целью ознакомления с родной историей через историческую реконструкцию (театрализованное представление).

Актуальность ведущей идеи педагогического опыта:

 

  Актуальность педагогического опыта очевидна, ведь плох тот человек, который не знает родного края, тем более истории своего населенного пункта. Для ребенка очень важно знать микроисторию своей семьи, улицы, станицы, города. Через биографии замечательных земляков легче школьникам разобраться в сложнейших процессах, происходящих или происходивших на Кубани и страны в целом. Микроистория должна использоваться на уроках кубановедения.

Население края не очень осведомлено о новых фактах, выявленных как и в результате плодотворной работы профессионалов – краеведов, так и в результате поисковой деятельности учащихся. Поэтому необходимо обработанный материал через театрализацию (историческую реконструкцию), где главные участники – дети, передать людям.

Данное направление в работе позволяет детям быть творцами истории, исследователями! Дети от начала и до конца участвуют в воспроизведении настоящих подлинных событий.

 

 

Инновационность опыта

 

  Предмет кубановедение позволяет ликвидировать пробел в краеведческом образовании учащихся в курсе Отечественной истории. Преподавание же микроистории (локальной) в курсе кубановедения позволит усилить эффективность знаний регионального уровня образования учащихся. Интегрированное преподавание локальной и региональной истории на уроках кубановедения – это новый, несомненно интересный способ преподавания, требующий творческого подхода учителя к предмету кубановедения.

 

Основные компоненты системы работы

 

  1. I.      Поиск – Организация деятельности поисковых групп. Сбор информации и краеведческих материалов по микроистории. Обработка и оформление источников.
  2. II.   Урок кубановедения – Использование результатов поисковой деятельности учащихся на уроке.

III. Театрализация (реконструкция)- Обобщение полученных знаний по краеведению через театральные представления на сцене Дома культуры, в театре юного зрителя ЦДОД, школьных кружках.

Методы работы

Безымянный

 

  1. 1.     Метод последовательно-текстуального изучения источников – метод изучения источников по микроистории и региональной истории, основанной на ориентировании учащихся в последовательном усвоении необходимой информации.

Учащиеся не просто читают текст, а работают над вопросами, поставленными учителем, вступая в диалог с автором источника.

Например, Опустела вся станица

Гложет грудь тоска

Только ночью «ворон-птица»

Будит казака.

                                         И.Ф. Варавва

Вопросы: Как в произведении отражается позиция автора по отношению к событию? Как вы понимаете смысл выражения: «Только ночью «ворон-птица» будит казака»?

 

  1. 2.     Метод поэтапного изучения источников:

а) определение терминологии источника

б) выявление причин появления источника

в) разбор содержания источника, выявление главного аспекта изучаемой темы

 

  1. 3.     Наглядность обучения – обучение учащихся на основе восприятия ими (зрительного, слухового и др.) событий, объектов, процессов

Например, изучая тему «Кубанцы в I Мировой войне», использую наглядность предметную. Демонстрирую и анализируем с учащимися экспонаты школьного музея: открытку 1914г, отправленную с фронта в ст.Роговскую; похвальную грамоту выпускницы Роговской церковно-приходской школы 1916г; железный остов револьвера системы «наган», найденный учеником нашей школы на  личном приусадебном участке.

 

  1. 4.     Синхронический метод – метод изучения актов, совпадающих во времени.

В.О. Ключевский считал синхронизм «указателем разума жизни». Такой метод я использовала на уроке кубановедения «Екатеринодар – Краснодар: история и современность».

Общие даты, факты

Екатеринодар – Краснодар

Роговская

1793 – 1794 Основание войскового града Заселение куреня
К.В. Россинский Кубанский просветитель. Жил в Екатеринодаре Основал первое учебное заведение – церковно-приходское училище
12 февраля 1943г Освобождение от немецко-фашистских захватчиков

 

  1. 5.     Социологический метод – включает в себя составление анкет; проведение опроса и интервьюирования; мониторинга.

Например, учащиеся провели опрос местного населения по следующим пунктам:

  1. 1.  Как Вы относитесь к переименованию улиц в г.Краснодаре, ст.Роговской?
  2. 2.  Ваше отношение к теме восстановления памятника Екатерине II в г.Краснодаре
  3. 3.  Знаете ли вы историю Мемориального сквера в ст.Роговской?

Затем проводится анализ опроса и данные используются на уроках кубановедения.

 

  1. 6.     Метод сравнения – логический прием познания внешнего мира и духовных ценностей.

Все познается в сравнении. Невозможно изучать историю Кубани, творчество ее жителей, природу Кубани без сравнения с микроисторией, творчеством своих земляков, окружающей среды.

 

  1. 7.     Методы исторического реконструирования – позволяет подвести итог интегрированного изучения локального и регионального краеведения, довести полученные знания до общественности. Дети – искатели, исследователи, театралы.

 

Формы работы

 

6t8o1.  Работа в архивах
- домашних (семейных)
- Администрации Роговского поселения
- Администрации Тимашевского района
- края

5o782.  Встречи с интересными людьми
- интервьюирование
- описание биографии
- запись воспоминаний
- описание событий, свидетелями которых были.
 

 

 

76ri
3.  Летняя школа. Деятельность поисковых групп.
- составление программ
- историко-бытовые экспедиции
- творческие отчеты.

 

46i774.  Создание школьного музея «Светоч»
- пополнение фондов
- проведение музейных уроков
- посещение музеев края

 
5.  Школьное научное общество «Поиск»6i767i
- написание и защита исследовательских работ
- проведение круглых столов по дискуссионным вопросам

 
i67r6r6.  Уроки кубановедения с элементами микроистории
- практические занятия с источниками
- работа с экспонатами фондов школьного музея «Светоч»
 
7.  Участие в творческих конкурсах и социально-значимых

исследовательских проектахr6i7i
 

 

 

 

 

 

 

 
ri7678.  Экскурсионно-познавательная деятельность:
- экскурсии
- походы
- посещение музеев района, края, станицы
 

 

 
ri67i6i9.             Внеклассные мероприятия краеведческой направленности – реконструкция микроистории населенного пункта на сцене местного Дома культуры, школы.
 

 

 

 

Результативность

 

1. Повышение интереса учащихся к предмету кубановедение

2. Увеличение количества школьников, задействованных в исследовательской деятельности

3. Вклад в развитие регионального и локального краеведения, выявление малоизвестных страниц в истории

4. Активизация деятельности учащихся по созданию школьного музея

5. Усиление мотивации школьников для участия в олимпиадах по кубановедению, конкурсах

6. Организация детей во внеурочное время в клубах по интересам

7. Развитие комплексного взаимодействия школы с общественными организациями: советами ветеранов, ЦДОД, отделами культуры, ДЮСШ.

Наверх