Конспект урока “Вместе – мы едины”, посвящённый годовщине присоединения Крыма к России

Конспект Единого классного часа «Мы вместе», посвященного воссоединению Крыма с Российской Федерацией.

18 марта 2015 года.

Цель классного часа: развитие чувства патриотизма и гордости за свою страну, формирование российской гражданской и цивилизационно-культурной идентичности школьников на основе исторических событий, связанных с воссоединением Крыма с Россией.

Задачи классного часа:

  1. На основе воспроизведения хронологии событий, связанных с воссоединением Крыма и Севастополя с Россией, рассмотреть факт вхождения Крыма и Севастополя в Российскую Федерацию как важнейшую веху в современной российской истории;
  2. Рассмотреть историю Крыма в судьбах жителей станицы Роговской, их взаимовлияние;
  3. Способствовать осмыслению процесса реинтеграции Крыма и Севастополя в Российскую Федерацию, его перспектив и сложностей, позитивного влияния на жизнь населения.

Форма классного часа: занятие проходит в режиме проектной технологии.

Компетентности классного часа:

  1. Выработать умение работать с информацией, находить источники, из которых ее можно получить;
  2. Сформировать умение проводить аналитическое исследование, передавать и презентовать его результаты;
  3. Выработать навыки совместной работы и делового общения в коллективе.

Оборудование:

__ пакеты документов для каждой группы;

__ четыре ватмана, фломастеры, ножницы, клей, скотч;

__ ноутбуки, компьютерные программы по теме.

 

На классном часе присутствует почетный гость – Беликов Валерий Николаевич, руководитель местного отделения общественной организации «Боевое братство», участник добровольческой охранной службы Верховной Рады (ныне Крымского республиканского парламента) в период с 12 марта по 20 марта 2014 года,  где  был расположен Центральный избирательный комитет по подведению итогов референдума от 16 марта 2014 года.

Ход классного часа:

  1. Организационный момент. Разбивка класса на рабочие группы.
  2. Учитель организует работу групп с различными источниками, погружая учащихся в проблематику классного часа: десятиклассники в рамках проведения Единого всекубанского классного часа  должны раскрыть тему «История Крыма в судьбе роговчан» и подготовить презентационный материал о важности воссоединения Крыма с Российской Федерацией, взаимовлиянии трех соседних субъектов – Севастополя, Крыма и Краснодарского края. Ребята должны на уроке исполнить роль аналитиков, ученых-историков и «пиарщиков» процесса интеграции новых субъектов в Российскую Федерацию, выбирая наилучшую информацию о родном крае и станице Роговской через призму истории Крыма. Позитивизм соблюдается при выполнении проектов.
  3. Работа групп по решению поставленных проблем (создание проектов) (30 минут).
  4. Презентация и защита проектов (по 2 минуты).
  5. Подведение итогов классного часа учителем и учащимися в эвристической беседе.

Алгоритм работы рабочих групп.

Первая группа.

Работает над составлением демонстрационного ряда  «Сюжеты истории Крыма и Кубани – их взаимосвязь».

Учитель может предложить учащимся следующие пункты по содержанию проекта:

  1. Древняя история Крыма и Кубани: греческие города-колонии, торговые отношения греков с племенами меотов. Меотские городища станицы Роговской как мосты взаимоотношений и взаимовлияния с Крымом и Причерноморьем.
  2. Боспорское царство. «Варварская окраина» Боспора на северо-востоке (ныне Роговская и другие близлежащие станицы).
  3. Вхождение Крыма и правобережной Кубани в состав Российской империи в 1791 году, роль А. В. Суворова в победоносной русско-турецкой войне. Посещение А. В. Суворовым Кирпильского редута (ныне станицы Роговской) во время инспекции в качестве командира Кубанского корпуса.
  4. Участие роговских казаков 2-го пешего (пластунского) батальона Кубанского казачьего войска в Крымской войне 1854 – 1855 гг. Из источника выявить фамилии роговчан, погибших в 1854, 1855 годах при защите Севастополя.

Пакет документов:

  1. Контурная карта из Атласа «История Кубани» № 3 «Ранний железный век и античная эпоха на Кубани и в Крыму».
  2. Материалы для учебных занятий «Крым и Севастополь: их историческое значение для России» (ксерокопии стр. 10 – 15).
  3. Ксерокопия из книги «А. В. Суворов на Кубани» стр. 45 (о посещении Кирпильского редута).
  4. Портрет А. В. Суворова, Екатерины II.
  5. Ксерокопии страниц 201-213 из «Именного списка генералов, офицеров, старшин и нижних чинов Кубанского казачьего войска убитых, умерших от ран и без вести пропавших в сражениях и перестрелках с 1788 по 1908 гг.», где указаны фамилии роговских казаков, погибших при обороне Севастополя во время Крымской войны 1854 – 1855 гг.
  6. Цветные иллюстрации событий, обозначенных в плане работы учащихся по проекту (на выбор учителя).

 

Вторая группа.

Работает над составлением демонстрационного ряда  «Судьбы роговчан в крымской истории Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.».

Учитель может предложить учащимся следующие пункты по содержанию проекта:

  1. 250-дневная оборона Севастополя и бессмертный подвиг подземного гарнизона в керченских каменоломнях.
  2. Роговчане – защитники и освободители Крыма.
  3. Города – Герои – Севастополь, Керчь.

Пакет документов:

  1. Ксерокопии стр. 20 – 23 из методического пособия «Крым в истории России».
  2. Цветная ксерокопия карты Крыма в годы Великой Отечественной войны.
  3. Копии анкет ветеранов Великой Отечественной войны станицы Роговской – участников военных операций в Крыму (в них включены наградные листы, автобиографии, воспоминания  о боях). Проследить боевой путь ветеранов по карте Крымского полуострова.
  4. Логотип юбилейного 70-летнего Дня Победы в Великой Отечественной войне.
  5. Цветные иллюстрации военных событий, обозначенных в плане работы учащихся по проекту (на выбор учителя).

 

 

 

Третья группа.

Работает над составлением демонстрационного ряда «Крым и Россия – мы вместе!».

Учитель может предложить учащимся следующие пункты по содержанию проекта:

  1. Хронология событий о периоде принятия решений о вхождении Крыма и Севастополя на правах новых субъектов Российской Федерации.
  2. Роговские казаки – добровольцы по охране общественного порядка в Крыму во время проведения референдума 16 марта 2014 года.
  3. Ведомственная медаль Министерства обороны Российской Федерации «За возвращение Крыма (20.02.14 – 18.03.14)». Шестеро роговчан удостоены медали «За возвращение Крыма».
  4. Историческое значение вхождение Крыма и Севастополя для России, для Краснодарского края, для станицы Роговской.

Пакет документов:

  1. Ксерокопии стр. 3 – 4 из методического пособия «Крым в истории России».
  2. Фотографии из личных семейных архивов роговчан Беликова В., Фокина М., Гонтаровского В., Киселева А., Бовдурец С., Разумова С. – участников охранной службы Верховной Рады (ныне Крымского республиканского парламента) в период с 12 марта по 20 марта, а так же военного блок-поста на Перекопе.
  3. Цветное изображение медали «За возвращение Крыма».
  4. Статут медали «За возвращение Крыма».

 

Четвертая группа.

Работает над составлением демонстрационного ряда «Крым – новая курортная зона отдыха россиян».

Учитель может предложить учащимся следующие пункты по содержанию проекта:

  1. Особенности туристско – рекреационного ареала Крыма.
  2. Ленинский район республики Крым – зона братской помощи Тимашевского района Краснодарского края в период адаптации крымского населения в составе России.
  3. Роговские семьи на отдыхе в Крыму.

Пакет документов:

  1. Цветные иллюстрации об экскурсионно-туристических маршрутах Крыма.
  2. Муниципальная газета «Знамя труда» со статьями о помощи Ленинскому району Крыма от администрации Тимашевского района Краснодарского края.
  3. Фотографии из семейных архивов учащихся, присутствующих на классном часе, об отдыхе и посещении Крыма в течение года.

 

Подведение итогов урока.

Домашнее задание: Напиши  SMS-сообщение своему другу по теме: «Крым и Россия вместе!».

 

Рекомендации для учителя при проведении классного часа:

1. Классный час проводится в связи с годовщиной долгожданного события – вхождения Крыма в состав России, значит, Ваш классный час должен стать для учеников праздником, а не нудным восприятием потока информации. Урок-проект – это возможность творчески реализоваться Вашим ученикам.

2.      Пункты по содержанию ученических проектов могут различными – это творческая лаборатория учителя и старшеклассников, как и темы самих проектов.

3.      Ваши ученики могут не согласиться с предложенной информацией, дайте  им возможность представить собственную позицию по проблеме.

4.      На Вашем классном часе обязательно появятся ученики, которые захотят добавить информацию для «чужого» проекта. Предоставьте им эту возможность в виде получения дополнительных бонусов – чем больше знаешь, тем больше бонусов. В конце урока можно поощрить таких всезнающих учеников мелкими презентами в виде ручек, ластиков или закладок для книг.

5.      Используйте информацию для проектов не только регионального значения, но и более локального (местного) уровня, так как события вхождения Крыма в состав Российской Федерации должны быть близки для Ваших учеников, а это возможно сделать только при детальном рассмотрении процесса интеграции через истории семьи, населенного пункта, где проживают Ваши ученики.

6.      Поиск информации для проектов можно организовать и на уроке, достаточно иметь компьютер, подключенному к Интернету.

7.      Все четыре проекта обязательно должны демонстрироваться,  как и во время классного часа, так и после него. Поверьте, интерес школьников других классов к проектам будет очень высок.

 

Список источников и литературы:

  1. Архив школьного музея «Светоч»: анкеты ветеранов Великой Отечественной войны, участвовавших в военных операциях в Крыму.
  2. Семейные архивы роговчан Беликова В., Фокина М., Гонтаровского В., Киселева А., Бовдурец С., Разумова С.
  3. И. И. Кияшко «Именной список генералов, офицеров, старшин и нижних чинов Кубанского казачьего войска убитых, умерших от ран и без вести пропавших в сражениях и перестрелках с 1788 по 1908 гг.», Екатеринодар, 1911 г.
  4. К. А. Кочегаров «Крым в истории России», Русское слово, М., 2014.
  5. А. Л. Семенов «Методические рекомендации для школ Российской Федерации по проведению уроков и внеклассных мероприятий, посвященных воссоединению России и Крыма», М., 2014.
  6. Методические рекомендации по проведению единого классного часа «Мы вместе», посвященного 1-ой годовщине воссоединения Крыма с Российской Федерацией, 2015.
  7. Общественно – политическая газета Тимашевского района Краснодарского края «Знамя труда», №№ 146, 152, 178; 2014 года.

 

Наверх